- внушаемость
-
En.: Suggestibility
Согласно Бернгейму (1916), внушаемость проявляется путем принятия внушений и их реализации (см.: идеодинамизм). Он отмечает, что в некоторых случаях эти два параметра расходятся, когда пациенты легко принимают внушения, но затем плохо их выполняют и наоборот (Bemheim, 1916).
Для традиционалистов гипноз - это прежде всего состояние повышенной внушаемости по двум параметрам: принятию и выполнению. Принятие - производное от доверчивости или легковерности пациентов. Я добавил бы: от впечатления, производимого сильной личностью (Godin, 1990a). Склонность к принятию внушений сильнее проявляется в детстве или на фоне некоторых эмоциональных состояний.
В практике нового гипноза мы констатируем, что пациент свободен в любой момент отвергнуть произведенное внушение; другими словами, способность к принятию внушения в новом гипнозе не изменяется. И напротив, облегчается реализация уже воспринятых внушений (идеодинамизм). С 1932 года Эриксон, к тому времени уже тысячи раз погружавший пациентов в транс, заявлял, что не отмечал у них усиления склонности к принятию внушений. Это был бы артефакт (Erickson & coll., 1976).
Склонность смешивать гипноз и ответ на внушение так велика потому, что гипнотические процедуры в течение долгого времени были ничем иным, как лавиной внушений. Кроме того, гипноз и внушение могут вызывать общие эффекты (см.: пластичность гипноза).
Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию. — М.: Издательство Института психотерапии. Жан Годэн. 2003.